Разработаны международные стандарты для сейсмически устойчивых кранов и морских эвакуационных систем
Проблема надежности строительной техники в регионах, где часто случаются землетрясения, стоит довольно остро, в чем неоднократно имели возможность убедиться власти Японии. Необходимость в введении единых норм для башенных кранов, работающих в районах с высокой сейсмической активностью, заставила их прибегнуть к помощи Международной организации по стандартизации (ISO).
Стандарт ИСО 11031:2016 для проектирования сейсмоустойчивых башенных кранов
Специалисты ИСО разработали международный стандарт ИСО 11031:2016, систематизировавший принципы расчета сейсмических нагрузок на башенные краны и другие подъемные устройства в сейсмоопасных условиях. Он носит добровольный характер и может применяться как для расчетов комплексного воздействия сейсмической активности на физические объекты, так и при непосредственном проектировании специальной техники для работы в опасных регионах.
По мнению авторов документа под названием «Краны — Принципы противосейсмического проектирования», целью стандарта является расчет сейсмических нагрузок при землетрясениях различной мощности, и ожидаемой реакции грузоподъемного оборудования на умеренные, средние и сильные толчки. Полученные данные позволят избежать разрушения отдельных элементов механизмов во время смещения грунта и, как следствие, падения подвешенных грузов и частей конструкции крана на находящихся под ними людей. При расчете сейсмических нагрузок нужно также учитывать местные условия, в том числе состояние грунта, на котором установлен кран.
Создатели ИСО 11031:2016 ожидают, что его внедрение поможет повысить качество работы строительной отрасли, а также создать универсальный международный технический язык для пользователей, собственников и производителей кранов в целях стимуляции мировой торговли.
Стандарт ИСО 16706:2016 для морских эвакуационных систем
Международный стандарт ИСО 16706:2016, название которого звучит как «Суда и морские технологии — Морские эвакуационные системы — Расчеты нагрузки и испытания» предназначен для унификации требований к морским эвакуационным системам — спасательным устройствам из надувных желобов, по которым пассажиры морских судов спускаются в спасательный плот. Их преимущество состоит в том, что с помощью системы можно многократно увеличить скорость эвакуации людей с терпящего бедствие судна — до 700 человек в течение 30 минут. В последние годы такими приспособлениями оборудуют все больше паромов, пассажирских и круизных судов.
Стандарт устанавливает методику расчета статической нагрузки при тестировании креплений эвакуационных систем, обеспечивает безопасность спуска людей от посадочной станции к спасательной шлюпке или плоту, устанавливает нормативы безопасности плавучих платформ, сворачивающих устройств и других деталей системы, в том числе креплений, блоков и т. д.
Кроме того, документ формирует единую терминологическую базу для использования специалистами разных стран.