Формируя инфраструктуру доверия
В конце ноября Росаккредитация провела V Всероссийский съезд экспертов по аккредитации и Всероссийский форум аккредитованных лиц — 2018. На них обсуждался широкий круг тем, важных для формирования инфраструктуры доверия на российском рынке оценки соответствия и всем пространстве ЕАЭС. Журнал «Контроль качества продукции» выпустил специальную вкладку по материалам докладов о содействии национальной системы аккредитации экспорту отечественной продукции, вопросах технического регулирования, развития нормативной базы, информатизации национальной системы аккредитации, а также противодействия недобросовестным участникам сферы оценки соответствия.
Дискуссии в рамках работы структур Общественного совета при Росаккредитации на площадке ProFSA предвещают напряженную работу по совершенствованию правил подтверждения соответствия на уровне национального законодательства, в частности по исправлению ситуации, когда стандарты на продукцию не подкрепляются требованиями в части подтверждения соответствия. Выход Росаккредитация видит в поддержании инициативы Минэкономразвития России по наделению Правительства РФ дополнительными полномочиями в установлении правил подтверждения соответствия в обязательной сфере. В Федеральный закон № 412–ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» внесены серьезные изменения, последние из которых вступают в силу в январе 2019 г. В частности, согласующееся с положением стандарта ISO/IEC 17011 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» — аккредитованное лицо, уклоняющееся от взаимодействия с органом по аккредитации и вводящее его в заблуждение, не заслуживает доверия и не может находиться в числе участников национальной системы аккредитации. Другие изменения, которые в последнее время вносились в процедуры предоставления государственных услуг, касаются отказа в аккредитации и введения моратория на ее действие, возврата заявления об аккредитации без рассмотрения, а также требований к формированию области аккредитации, процедурам ее сокращения, выездной оценки и устранения несоответствий. Кроме того, Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией разработали законопроект о внесении в Федеральный закон № 184–ФЗ «О техническом регулировании» изменений, предусматривающих механизмы признания недействительными документов об обязательном подтверждении соответствия.
Например, в случае неисполнения органом по сертификации предписаний контролирующих органов, прекращения действия его аккредитации или реализации опасной продукции сертификат будет признан недействительным. Из наиболее значимых и давно ожидаемых нововведений — скорое включение в Критерии аккредитации прямых ссылок на международные и национальные стандарты и документы международных организаций по аккредитации. Еще одним фактором, формирующим инфраструктуру доверия для сферы оценки соответствия, является совершенствование взаимодействия участников национальной системы аккредитации. С этой целью Национальным институтом аккредитации Росаккредитации разрабатываются следующие необходимые в работе экспертов и аккредитованных лиц документы:
- руководства по соблюдению критериев аккредитации;
- кодекс деловой и профессиональной этики эксперта по аккредитации;
- профессиональный стандартэксперта по аккредитации;
- методические рекомендации по описанию областей аккредитации.
Одно из наиболее значимых и давно ожидаемых нововведений — скорое включение в Критерии аккредитации прямых ссылок на международные и национальные стандарты, а так же документы международных организаций по аккредитации