Итоги исследования бензина
7 февраля 2019 г. – В 2018 году Роскачество совместно с Минпромторгом России и в рамках соглашения с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) запустило исследование качества автомобильного бензина АИ-92. Пилотный проект проходил в Ставропольском крае и охватил 60 АЗС.
По данным Росстандарта, фальсифицированный бензин может попасть на автозаправки с баз нефтепродуктообеспечения, которые в немалом количестве функционируют, в том числе на территории Северо-Кавказского федерального округа. В исследование вошел бензин 26 сетевых (ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ООО «Южная нефтяная компания», ООО ПКП «Ставпромкомплект», ООО «ЮТК», ООО «Компания «Астра», ООО «Ставнефть») и 34 частных АЗС Ставропольского края.
Бензин был исследован по 31 показателю качества и безопасности. Эксперты проверяли соответствие топлива обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»), требованиям ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия», а также по экологическим и эксплуатационным показателям.
«Исследования качества автомобильного топлива подтвердили, что только в семи случаях из 60 были выявлены нарушения обязательных требований. Большинство проб с нарушениями закуплены на небольших заправках частных предпринимателей. Исследование также показало, что топливо по цене ниже, чем на сетевых АЗС, уступает по качеству бензина крупных автозаправочных станций. Информация о нарушениях была передана в Росстандарт, который уже начал соответствующие мероприятия в целях принятия в отношении нарушителей мер административного воздействия, вплоть до наложения «оборотных» штрафов», – сообщил Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
В то же время, согласно результатам проведенных испытаний, одним из массовых нарушений стало несоблюдение порядка обращения топлива на рынке – с данным видом несоответствий эксперты столкнулись еще на этапе закупки. Продавцы 28 АЗС не смогли предъявить копию паспорта топлива. То есть документа, подтверждающего качество бензина. Это нарушение техрегламента (ст. 3 ТР ТС). Чаще всего этим грешат небольшие заправочные станции индивидуальных предпринимателей. (4 сетевые АЗС, 11 АЗС формы собственности ООО, 13 АЗС формы собственности ИП). Там, где копии паспортов предъявить смогли, треть из них была просрочена (12 АЗС).
Испытания проходили в аккредитованной испытательной лаборатории в соответствии с методическими рекомендациями Росстандарта по организации и проведению общественного контроля, партнёрства и взаимного сотрудничества в сфере топливного рынка. Исследования проб проводились стандартными методами на поверенных средствах измерения и аттестованном испытательном оборудовании.
«В рамках соглашения Роскачества и Росстандарта были апробированы методические рекомендации контрольно-надзорного органа для проведения мониторинга качества топлива на АЗС. После проведения отбора проб и исследования Роскачество направило информацию о выявленных нарушениях в Росстандарт. – сообщил руководитель Роскачества Максим Протасов. – «Это отличный пример объединения передовых методологий регулятора и высокоточных принципов исследования Роскачества. И мы намерены развивать сотрудничество в этом направлении. Эффективность подобной коллаборации уже доказана мировым опытом».
Одним из ключевых эксплуатационных показателей качества топлива является октановое чисто – оно характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия: чем оно выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации. Октановое число указывается в стандартах или технических условиях топлива, бензине АИ-92 оно должно быть не менее 92 по исследовательскому методу, и не менее 83 по моторному. По словам начальника испытательной лаборатории «ОНКО-ВНИИ НП» Александра Гордейко, несоответствие октанового числа заявленному классу может привести к уменьшению КПД двигателя, увеличению расхода топлива и разрушению поршневой группы двигателя. Согласно результатам исследования, не соответствие топлива заявленному октановому числу было выявлено только на 1 частной АЗС.
Следующим важным вектором исследования стала проверка на концентрацию оксигенатов – метанола, этанола, изопропилового спирта, трет-бутилового спирта, изобутилового спирта, эфиров и других. Данные компоненты расширяют ресурсы бензина и порой позволяют повысить его качество – топливо с такими добавками обладает улучшенными моющими свойствами и характеристиками горения, а также при сгорании образует меньше оксида углерода и углеводородов. Согласно результатам исследования, на пяти частных АЗС было выявлено превышение концентрации оксигенатов.
Производной от содержания оксигенатов является кислород, большое содержание которого может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. Согласно техническому регламенту, массовая доля кислорода в топливе не должна превышать 2,7 процента (норматив установлен для бензина экологических классов К3, К4, К5). Результаты исследования констатировали повышенное содержание кислорода на трёх частных АЗС.
Превышение допустимого содержания серы было выявлено на семи АЗС, из которых одна – сетевая и шесть частных. По словам Александра Гордейко, большая концентрация серы сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок.
Эксперты не обнаружили в составе бензина механических примесей и воды, способных негативно влиять на работу двигателя. Также не было выявлено нарушений по фракционному составу топлива, превышений концентрации свинца, марганца и железа, несоответствий стандартам объёмных долей монометиланилина, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Что касается экологических требований, предъявляемых к топливу, то, согласно ГОСТу, основным средством от его вредных воздействий является использование герметичного оборудования в ходе производственных процессов, а также во время транспортировки бензина и его хранения. Одновременно должен строго соблюдаться технологический режим, а при проведении различных манипуляций с бензином необходимо предусматривать меры, исключающие его попадание в канализации, водоёмы и почву. Допустимое количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также контроль за их содержанием устанавливает ГОСТ 17.2.3.02-78.
Следует отметить, что с 1 июля 2016 года Россия в целях охраны окружающей среды перешла на использование топлива экологического стандарта не ниже Евро-5, предполагающее пятикратное снижение в топливе сернистых соединений (по сравнению с Евро-4) и уменьшение токсичности выхлопных газов.
В ближайшее время аналогичные программы по исследованию бензина пройдут и в других регионах России.
По данным Росстандарта, в 2018 году доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива снизилась до 9%. Так, среди сетевых АЗС она составила около 3,5 %, а среди «независимых» несетевыхорганизаций – 22%.
«Самые частые нарушения – «массовая доля серы», «температура вспышки в закрытом тигле», «октановое число», выявленный «монометиланилин», — уточнили в Росстандарте.
Улучшение ситуации стало результатом внедрения новых механизмов надзора на рынке и работы Росстандарта совместно с объединениями и добросовестными участниками рынка, которые наладили механизмы внутреннего контроля качества реализуемого топлива.