DocSERT (ДокСЕРТ)

В день моря стандарты помогали защитить корабли от кибер-пиратов и других угроз

защитить корабли от киберпиратовnbsp• 02

Знаете ли вы, что за один год среднестатистическое судно для массовой перевозки грузов в контейнерах проходит 75% пути до Луны и обратно? Известно ли вам, что по морям, рекам и океанам нашей планеты ходит около 55 тыс. грузовых кораблей, при этом морские перевозки в настоящее время частично используются при осуществлении 90% сделок в рамках мировой торговли? Или о том, что флотилия круизных судов в этом году, как ожидается, примет на борт 27 миллионов отдыхающих, которые отправятся в круизные отпуска-вояжи?

В течение нескольких последних десятилетий наблюдался экспоненциальный рост грузоперевозок, в результате чего на первый план вышли вопросы, связанные с безопасностью, надежностью и другими аспектами судоходства.

Дополнительным поводом обратить внимание на эти вопросы стал Всемирный день моря (World Maritime Day), который отмечался на минувшей неделе. Данный международный праздник, учрежденный Организацией Объединенных Наций и отмечаемый 27 сентября, также показал, насколько важны для мореходов основанные на консенсусе стандарты, которые публикуют Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО) и Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission; IEC; МЭК).

Празднование Всемирного дня моря курируется Международной морской организацией (International Maritime Organization; IMO; ИМО). Этот орган устанавливает обязательные международные правила судоходства. Эти правила дополняют стандарты от организаций ИСО и МЭК, которые являются ключевыми партнерами ИМО.

ИСО публикует релевантные стандарты через свой комитет экспертов по судоходству ИСО / ТК 8 (корабли и морские технологии), стандарты которого служат ключевыми инструментами, помогающими выполнить правила ИМО.

ИСО / ТК 8 является одним из старейших технических комитетов, действующих в составе Международной организации по стандартизации. И с момента его создания в 1947 году этот технический комитет разработал более 3 сотен международных стандартов, охватывающих многие аспекты судоходства, включая безопасность, интеллектуальную навигацию и защиту окружающей среды.

Этот технический комитет служит примером для подражания, оперативно удовлетворяя потребности промышленности и актуализируя стандарты для обеспечения соответствия морскому законодательству, одновременно с этим содействуя устойчивому развитию и постоянному совершенствованию индустрии.

ИСО / ТК 8 тесно сотрудничает с 25 другими международными организациями, а также работает над созданием и поддержанием прочных связей с промышленностью, чтобы обеспечить соответствие своих стандартов требованиям рынка.

Как и во многих других отраслях, судоходство все больше зависит от оцифровки и автоматизации. Благодаря конвергенции эксплуатационных и информационных технологий все большее число судовых систем подключается к интернету.

Исследование, проведенное организаций Inmarsat в начале этого года, показало, что морская индустрия характеризуется очень высокой скоростью внедрения аналитических, управленческих и эксплуатационных инструментов, основанных на интернете-вещей (IoT). Эти инструменты позволяют добиться сокращения расходов, оптимизации маршрутов доставки, повышения эффективности мониторинга расхода топлива для соблюдения правил топливной экономичности и сокращения страховых премий.

Хотя преимущества, предоставляемые iOT-решениями, очевидны, есть один серьезный недостаток: риск несанкционированного доступа или вредоносных атак на корабль и/или его подсистемы. Для минимизации таких рисков требуются меры повышения кибербезопасности.

В 2017 году Международная морская организация опубликовала «Руководящие принципы по управлению кибер-рисками в судоходстве». В этом документе содержатся рекомендации по защите от кибер-угроз для моряков, в число которых входит помимо прочего и совет внедрить стандарт ИСО / МЭК 27001 «Информационные технологии — Методы безопасности — Системы управления информационной безопасностью — Обзор и лексика», обновившийся в этом году.

В данном документе указаны требования к созданию и поддержке системы управления информационной безопасностью (СУИБ). Стандарт был разработан совместным техническим комитетом ИСО и МЭК по IT-безопасности – ИСО / МЭК СТК 1 / СК 27.

Технический комитет МЭК / ТК 80, в свою очередь, разработал стандарт МЭК 61162-450:2018 «Оборудование и системы для судоходства и радиосвязи — Цифровые интерфейсы — Часть 450: Несколько источников сообщений и несколько приемников — Соединение Ethernet». Кроме того, в дополнение к этому стандарту был опубликован документ МЭК 61162-460:2018 «Оборудование и системы для судоходства и радиосвязи — Цифровые интерфейсы — Часть 460: Несколько источников сообщений и несколько приемников — Соединение Ethernet — Безопасность и защита». Эти документы, которые были опубликованы в текущем году, помогают обезопасить внутренние системы кораблей от воздействия внешних угроз.

Exit mobile version